Но вернемся к нашей комнатной мухе. Мы знаем, как она вьется вокруг лампы, как благодаря присасывающим подушечкам — ими оснащены концы лапок — быстро и уверенно бегает по гладким стенкам. Муха держит себя за нашим столом как бесцеремонный гость с отличным аппетитом. Однако где ее колыбель и куда прячутся мушиные мамаши, когда приходит время откладывать яйца?
Муха уже так заинтересовала нас, что мне просто неловко сказать правду. В качестве колыбели для откладки яиц мамаша предпочитает — кто бы мог подумать! — свиной навоз. Если его нет, муха довольствуется конским, а то и каким-нибудь другим, лишь бы он был доступен. В непогоду и холод мух привлекают теплые конюшни и скотные дворы, где всегда есть свежий навоз. В крайнем случае их удовлетворит любой заплесневелый или гниющий кусок.
Поскольку в жилых помещениях ни свиного навоза, ни гнили не бывает, то все связанное с воспроизводством мушиного рода, как правило, не попадается нам на глаза, за исключением разве коротких свадеб, отмечаемых усердным жужжанием.
Примерно через день, а если жарко, то и раньше, отложенные яйца созревают, и из них вылупляются бледные личинки. Они-то и впиваются в гниющую массу, на которую предусмотрительно отложила яйца мамаша. Здесь личинки благоденствуют и процветают. Дней через шесть их рост заканчивается, причем вес личинки за это время возрастает примерно в 800 раз!
Представьте себе младенца, который при рождении весит три килограмма, а меньше чем за неделю превращается в чудище весом в 24 центнера.
Так на примере роста и развития мухи мы еще раз убеждаемся, что эта группа живых форм очень отличается от высших животных.
Подрастающие личинки обычно не видны под коркой гнили или навоза. Если сбросить с них укрытие, они, быстро извиваясь, устремляются вглубь. Так личинки прячутся от глаз жадных птиц, для которых представляют лакомый кусочек, а кроме того, пробираются ближе к теплу и влаге. На свету и открытом воздухе их ждет скорая гибель от высыхания.
Когда личинка выросла, ее внешняя рубашка вздувается и раздается вширь, становясь удлиненным коричневатым бочонком, скрывающим куколку.
Казалось, всякая жизнь ушла из нее. Однако под прочным покровом действуют таинственные силы. Они сделали из вялого червячка куколку, а теперь ее превращают в совершенное, крылатое насекомое. На это требуется около недели: перестройка заканчивается, муха вскрывает кокон и выходит на свет.
Многие крылатые насекомые живут всего несколько дней, даже часов. На этом последнем жизненном этапе иные лишены даже ротового устройства, совсем неспособны принимать пищу. Где уж тут заниматься добычей пропитания, когда вся жизнь продолжается несколько часов: едва только отложены яйца, насекомые угасают.
Комнатная муха не относится к числу таких эфемерных, короткоживущих созданий. Выйдя из кокона, муха дня через три начинает откладывать яйца и даже спустя два месяца она еще способна продолжать это занятие. Конечно, ей нужен обильный корм, и мы ежедневно убеждаемся, что муха ничуть не склонна к воздержанию в еде. То лакомится соком фруктов, то пьет остатки сладкого чая со дна кружки, то, опустившись на сухой кусок сахара, усердно ощупывает его хоботком, вводя при этом в сахар слюну, а как только сахар растворится, тут же его всасывает. Сплошь и рядом можно видеть муху, лакомящуюся пищей, о которой даже трудно предположить, что она может показаться кому-нибудь привлекательным и вкусным блюдом.
Комнатная муха откладывает за один прием около ста яиц, а в течение жизни — свыше тысячи. Если бы из всех этих яиц вылуплялись личинки и, развиваясь, давали новых мух, которые бы, в свою очередь, так же размножались, то одна парочка наших знакомых произвела бы уже во, втором поколении 500 тысяч, в третьем 250 миллионов, в четвертом 125 миллиардов мух.
При быстроте, с какой у мух одно поколение следует за другим, потомство исходной парочки уже через несколько месяцев затмило бы собой небосвод. Все вокруг было бы заполнено мухами, мы задохнулись бы среди них. Ничего подобного, конечно, не происходит: большинство мух не успевает развиться полностью и погибает уже в стадии личинки либо становится жертвой одного из бесчисленных врагов, либо дурной погоды, или несчастного случая. Достаточно, однако, представить себе численность потомства в благоприятных условиях, чтоб понять, какой напастью могут стать мухи. Они и превращаются в такую напасть где-нибудь вблизи скотных дворов, когда грязь и тепло способствуют их размножению, особенно в жарких местах и в жаркую пору года.
Куда деваются мухи зимой?
Осень — трудное время для наших комнатных мух. Усиливающиеся холода им вовсе не по нутру. К тому же уже в конце лета мушиное племя истребляется опустошительным мором. На стеклах окон и на стенах дома часто можно видеть высохших мух с изуродованными ногами. Все это — жертвы так называемой «мушиной плесени». Опутанные тонкой сетью грибных нитей, мухи намертво прикреплены к поверхности.
Грибок, от которого погибает муха, поначалу жил незаметно в ее внутренних органах, потом, развиваясь, начисто высосал соки. Из мушиного трупа грибок прорастает и, рассевая вокруг воспроизводительные споры, заражает и губит других мух.
Но известно, что даже самые свирепые эпидемии чумы никогда не истребляли всех людей. И мухи не все погибают от осенней плесени. Те, что выживут, сохранят мушиный род в течение зимы.
Разные животные по-разному приноравливаются к холодной поре года. Многие птицы, избегая встречи с зимою, улетают па юг; другие кое-как перебиваются на том скудном пропитании, которое им удается теперь раздобыть. Только клест, избравший себе в корм семена хвойных, умудряется, если шишек достаточно, высидеть и воспитать зимой птенцов. Косули и олени часто погибают от голода. Сурок поддерживает себя запасами, собранными в течение лета. У насекомых сходным образом ведут себя медоносные пчелы; они благополучно зимуют там, где человек не отнимает у них большую часть запасенного ими летом меда.
Сони, лягушки и ящерицы зимой ничего не едят, впадают в долгую и глубокую зимнюю спячку. В это время процессы обмена веществ у них сведены к минимуму, существование этих животных поддерживается за счет жирового тела, накопленного до начала холодов. Многие насекомые перезимовывают в надежно защищенных, укромных местечках в стадии куколки, которая является периодом покоя.
Думали, что и мухи устраиваются так же. Однако из куколок, какие удавалось собрать под открытым небом, выводились многие виды мухи, но только не комнатная. Эта чрезвычайно чувствительна к холоду, и в странах с суровым климатом, не успеет еще замерзнуть вода и выпасть снег, а комнатная муха уже стягивается к теплым помещениям, особенно к хлевам. Здесь, рядом с животными, в навозе, размножение может происходить и зимой. Правда, теперь оно идет не так скоро, как в летнюю жару. Следовательно, мухи относятся к тем насекомым, которые проводят холодное время, не впадая в длительную спячку.
В больших городах почти нет условий для зимнего размножения мух. Даже в сельской местности заболевания и непогода губят их массами. Почему же весной, не успеешь оглянуться, а мух повсюду полным-полно?
Загадка объясняется просто: наши мухи хоть я домашние, но не такие уж домоседки, как можно думать, судя по их названию. Они весьма склонны к перемене мест и способны улетать довольно далеко, Наступает подходящая погода, и они быстро снимаются с места зимовки.
Два американских натуралиста не поленились нанести краску на спинки двумстам пятидесяти тысячам — четверти миллиона! — комнатных мух. В обширном районе на разных расстояниях от места, где эту тучу крылатых выпустили на волю, были расставлены ловушки, собравшие множество меченых насекомых. Оказалось, что тысячи их улетели на расстояние в один километр, а нашлись и такие, что удалились от исходной точки даже на 20 километров!
Таким образом, для этих легкокрылых созданий не составляет большого труда выбраться весной из хлевов в сельской местности и быстро распространиться по городу, в чем мы каждый год наглядно убеждаемся.
Литература: Карл Фриш. «Десять маленьких непрошенных гостей», Москва, 1970
Однократной копуляции достаточно, чтобы самка всю свою жизнь могла класть оплодотворенные яйца. Продолжительность жизни самки варьирует сильно, что зависит от температуры, питания и других факторов. Среднюю продолжительность жизни мухи Grady определяет в 13 дней (+30°), другие авторы — в 19 дней. Максимальные сроки жизни ее 62 дня, 70 дней, 91 день и 112 дней.
Комнатная муха копулирует чаще всего на 3—7 день после вылета; этот срок может сокращаться до 24—18 часов. При углеводном питании спаривание задерживается, а при голодании вовсе не происходит. Чистая углеводная пища не дает материала для созревания яиц (т. е. отложения в них питательного желтка); этому процессу благоприятствует белково-углеводная пища. Температура также оказывает влияние на срок созревания и откладки яиц. Так, при средней температуре +31° откладка яиц начинается на 4-й день после копуляции (самый ранний срок кладки), а при +20° этот срок затягивается до 20 дней (Bishopp с сотр.). Муха начинает откладывать яйца через 4—8 дней после копуляции и через 9—12 дней после выхода из puparium. Садясь на избранное место, она высовывает яйцеклад из заднего конца брюшка и откладывает яйца кучками в вертикальном положении задним концом вниз.
Излюбленными веществами для кладки яиц являются конский и свиной навоз, человеческие испражнения, даже если они разбросаны по земле. Комнатная муха может класть яйца также в птичий навоз, в животные отбросы боен, в гнилые раны, в испорченное мясо, на падаль, в мокроту (в плевательницах), в гнилые овощи, кухонный мусор, городской мусор, в гниющие растительные остатки на свалках и т. д.
На севере (Архангельская обл.) овечий и коровий навоз комнатной мухой для откладывания яиц не используется; почти единственным источником выплода являются скопления навоза в телятниках (Дербенева-Ухова).
При отыскивании мест, подходящих для откладывания яиц и будущего существования и метаморфоза личинок, комнатная муха руководствуется обонянием, органы которого помещаются на передних члениках антенны; однако одного обонятельного раздражения для откладывания яиц недостаточно; перед кладкой муха неоднократно пробует хоботком субстрат; очевидно, необходимо также восприятие и вкусового раздражения; муха может выбирать более подходящий субстрат для откладки яиц при наличии разных сортов навоза, руководствуясь органами обоняния; зрение в этих процессах роли не играет (Кузина).
В среднем каждая самка кладет зараз отдельно 120—150 яиц; за 4 кладки она дает до 600 яиц. Для жарких стран плодовитость мухи исчисляется иначе. Dunn нашел, что в зоне Панамского канала самка за 31 день жизни откладывает в общем до 2387 яиц. Практически плодовитость мухи более ограничена. В природной обстановке под Москвой Кузина в среднем получала по 93 яйца от самки (42—146 яиц).
Кроме того, самое число кладок в естественных условиях оказывается меньшим, чем при наблюдениях в лаборатории. В условиях, близких к природным, Кузина получала обычно 1—2 кладки на самку, редко 3 и лишь один раз 4, а в лаборатории обычно 4—5 кладок. В Панаме получали даже 21 кладку от одной самки М. domestica. Яйцо комнатной мухи овально-цилиндрическое с одним более широким концом. От одного полюса яйца к другому тянется широкая бороздка.
Фаза яйца длится различное время в зависимости от температуры. В жаркое время личинка вылупляется уже через 8 час; при температуре навоза +22,5° личинка выходит не ранее 12 час; при +6° вылупление происходит на 3-й день, но при условии переноса яйца в теплое помещение. Развитие яйца может затягиваться и до 4 дней. На севере яйцо развивается обычно 24—36 час, на юге 12—15 час.
Fannia canicularis
Малая комнатная муха – синантропный вид, после комнатной мухи наиболее массовый обитатель жилых помещений, а также наиболее синантропный вид рода Fannia. Развитие полное. Размножение двуполое. Зимуют личинки в третьем возрасте, предкуколки и куколки. В районах с мягкой зимой наблюдается зимовка имаго. [7] Полный цикл развития составляет не более 20 дней. [6]
Нажмите на фотографию для увеличения
Благоприятная t ( о C) +20 -+40 Мин. t развития ( о C) +8 -+10 Оптим. влажность среды, % 80 Плодовитость (шт) 700 Генераций в год Множество Личинка (мм) Длина 7 -8,5 мм
Ширина 2-2,2 мм
Имаго (мм) 5 -7
Морфология
Имаго. Муха средних размеров – 5–7 мм. Орбиты и скулы в серебристо-белом налете. Усики черные. Среднеспинка покрыта буровато-серым налетом, с тремя более или менее явственными темными продольными полосами. Акростихальные щетинки расположены в два ряда, между ними имеется несколько мелких щетинок.
Ноги черные, колени передних ног буровато-желтые, задние голени с двумя передне-вентральными и двумя дорзальными щетинками. Крылья прозрачные. [7]
Половой диморфизм. Разнополые особи отличаются строением половых органов.
Самец. Глаза разделены темной, узкой лобной полосой. Брюшко черное, на втором-третьем тергитах большое боковое желтое просвечивающееся пятно. Все брюшко покрыто желтовато-серым налетом с черной продольной полосой. Средние голени с вентральной стороны в очень коротких торчащих волосках, задние голени с пятью передне-дорзальными щетинками.
Самка. Брюшко в основании и сбоку желтоватое. [7]
Яйцо отличается сигаровидной формой. Наружная оболочка имеет ячеистую скульптуру. Цвет белый. По бокам яйца развиты тонкие пластинчатые лопасти. Размеры мало зависят от размеров мухи. Чем меньше муха откладывает яиц, тем больше их размеры. [7]
Личинка червеобразная с заостренным передним концом. Проходит три линьки. В конце развития длина тела составляет 7–8,5 мм, ширина у середины – 2–2,2 мм.
- Первый возраст. Отсутствуют дыхальца на передней груди и ротовые крючки. Задние дыхальца с одним отверстием.
- Второй возраст. Появляются дыхальца по бокам первого грудного сегмента. Задние дыхальца с двумя дыхальцевыми щелями.
- Третий возраст. Личинка коричневая, плоская. По бокам тонкие, длинные, на брюшной и спинной стороне немного короткие выросты. Кутикула плотная, с резкой структурой. С четвертого по седьмой брюшные сегменты имеют по шесть маленьких пучков щетинок, расположенных в ряд, и два – в форме длинных столбиков. Кутикула брюшных сегментов имеет мелкочешуйчатую и мелкобугорчатую структуру. [7]
Куколка (пупарий) представляет собой отставшую и затвердевшую кутикулу личинки третьего возраста. В ней заключена настоящая куколка мухи. Цвет темный, по внешнему строению пупарий схож с личинкой третьего возраста. Между первым и вторым брюшным сегментом имеются куколочные рожки – грудные дыхальца куколки. [7]